Естественное обучение с опорой на природный потенциал — радостно и легко

кинезиология обучение

Представьте себе, что вы пришли учиться какой-то новой деятельности. Например, танцам. И попали в группу, где люди занимаются уже какое-то время и, соответственно, какие-то движения уже умеют делать.

Вы немного волнуетесь: новые люди, обстановка, не хочется выглядеть неуклюжим… Начинается занятие, и вы очень стараетесь ничего не упустить. Но чем больше вы стараетесь, тем больше вы запутываетесь, так как вам приходится делать множество вещей одновременно: слушать преподавателя, повторять правильно движение, а для этого надо контролировать положение рук, ног, головы, хорошо ощущать свое тело в пространстве, чтобы повернуться в нужную сторону… У вас нарастает ощущение, что вы ничего не успеваете, это не ваш темп, а может, даже закрадывается мысль: «И зачем я сюда пришёл?». Вы и вправду можете уйти и не вернуться.

А если на этом месте ребенок, которого родители продолжают водить в кружок из самых хороших побуждений? Через какое-то время ребёнок, скорее всего, будет с ужасом думать о необходимости идти на занятия, и с каждым разом у него будет получаться все хуже и хуже, а ощущение беспомощности и неуспешности будет возрастать. Так формируется то, что психологи называют «выученной беспомощностью». Любое новое дело будет вызывать у ребенка или взрослого страх неуспеха. Ребенок же, скорее всего, на все предложения взрослых заняться тем или этим будет отвечать «не хочу». А родители будут огорчаться, что их чадо ничем не интересуется. Знакомо?

Это картина нарушения природного естественного механизма научения. Образовательная кинезиология предлагает методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела.

Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребёнка, так и взрослого. Их выдающееся открытие в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух состояний, названных «интегрированной высокой» и «интегрированной низкой» передачей. Каждая «передача» связана с определенным типом движения.

Давайте вернемся в танцевальный класс и представим, что вы успокоились, перестали торопиться и позволили себе заниматься в своем темпе. Вы разбили танец на отдельные движения и стали отрабатывать их последовательно, линейно. Эта стадия обучения соответствует «низкой передаче» или «попыткам» обучения, т.е. тому состоянию, когда мы начинаем осваивать новые навыки. В этом случае отдельные элементы движения еще не интегрированы в единое целое. Для отработки нового элемента нам нужно остановиться в движении и подумать, как его совершить. Этой передаче соответствуют односторонние движения тела, названные «марионетками», включающие механизм «разъединения мысли и движения». Это состояние дает возможность остановиться  для сосредоточения сознания в ситуации нового учения. Этот тип движений включает в себя движения и навыки «первого этапа» учения — этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий.

После достаточной практики вы стали делать отдельные движения легко, свободно и непринужденно. Вы легко контролируете положение рук, ног, головы и всего тела в пространстве. Вы больше не чувствуете себя неловким и неуклюжим. Вы можете одновременно смотреть на преподавателя, слушать его, переглядываться с сотоварищами по занятиям. И затем, когда ваши движения становятся автоматическими и вам не нужно их контролировать, вы начинаете испытывать наслаждение от процесса, легкость, уверенность и энтузиазм. Будьте уверены, что в этом случае вы находитесь в «высокой» передаче. И этой передаче соответствует движение, пересекающее срединную линию тела (образованную его левой и правой сторонами), называемое «кросс-крол». Движения, пересекающие срединную линию тела, интегрируют мысль и движение. Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психофизических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а также легкость и спонтанность учения. Важно заметить, что этот механизм задан в нас от природы.

Естественное природное учение возможно, когда человек легко переключается с «интегрированной высокой» передачи на «интегрированную низкую» (например, при добавлении в хорошо усвоенный танец нового танцевального па) и наоборот.

Пол и Гейл Деннисоны разработали уникальную методику, названную «Переобучением мозга», позволяющую вернуть человека к его природным механизмам обучения. Переобучение мозга по Деннисону позволяет помочь уйти от двух стрессовых моделей поведения, которые формируются в длительной стрессовой ситуации.