Диагностика особенностей сенсомоторного развития у старших дошкольников с дизартрией средствами интеграции кинезиологических практик.

Грабаровская Л.В., к.п.н., доцент

АПП ЮФУ, инструктор-кинезиолог

г. Ростов-на-Дону.

Наша экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ № 275 и МАДОУ № 304 г. Ростов-на-Дону. В эксперименте принимало участие 25 человек с диагнозом дизартрия в возрасте 5-7 лет. Анализ теоретических исследований по обозначенной проблеме позволил сформулировать цель диагностического этапа исследования выявить особенности сенсомоторного развития и особенности лицевого мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезиологических практик.

Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • Апробировать кинезиологические методики диагностики особенностей сенсомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
  • Выявить индивидуальные особенности лицевого мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средства кинезиологических техник;

Поставленные задачи исследования решались с помощью энергетической и образовательной кинезиологии: Кинерджетикс, РЕЗЕТ, разработанного Ф. Рафферти и «Гимнастики мозга» П. Деннисона.

Так как в нашем исследовании принимали участие дошкольники с дизартрией, нам необходимо было продиагностировать особенности мышечного тонуса и другие органы, принимающие участие в артикуляции и ВНЧС. Основным инструментарием в нашей работе было мышечное тестирование.

Мы также выявляли связь эмоциональной травмы с проблемой лицевого мышечного тонуса. Для этого мы использовали шкалу эмоциональных тонов, разработанную Ф. Рафферти, и Эмоциональную последовательность Г. Стокса и Д. Вайтсайда.

Дети с диагнозом дизартрия имеют нарушения не только в лицевом мышечном тонусе, но и в крупной и мелкой моторике и общем сенсомоторном развитии в целом, что влияет на уровень усвоения материала и интеллектуальное развитие ребенка. Поэтому, кроме балансировки лицевого мышечного тонуса, мы провели также серию кинезиологических диагностик: по выявлению особенностей зрения, слуха, мелкой и крупной моторики, координации тела в пространстве.

Таким образом, на диагностическом этапе исследования, мы провели модифицированный вариант  кинезиологической диагностики, опираясь на исследования Ф. Рафферти [3-5], П. Деннисона [2], Грабаровской Л.В.[1].

Описание результатов диагностики.

Состояние лицевого мышечного тонуса у детей дизартриков старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.

Уровни и показателиМышцыВНЧСТело
Гипертонус70%80%30%
Гипотонус30%20%50%
Эмоциональная травма30%50%50%

Таким образом, количественный и качественный анализ показал, что при сканировании мышц у детей с дизартрией присутствует гипертонус мышц ( 70%), это может быть одна или несколько мышц, которые влияют на общий тонус и произношение ребенка. В результате диагностики мы обнаружили, что при гипертонусе мышц не всегда возможно изменение в других органах ВНЧС, но в большинстве случаев (80%) у детей гипертонус мышц тесно связан с нарушением в работе всех органов ВНЧС: связок, костей, сухожилий. Нам удалось проследить связь эмоциональной травмы ребенка и состояние лицевого мышечного тонуса. В большинстве случаев, при травматической ситуации, у детей увеличивался тонус мышц, так например, лечение зубов, крик родителей, конфликты в семье и т.д. При диагностике ВНЧС, мы выявили, что на лицевой тонус влияет полностью и сам ВНЧС, так как он связан с телом ребенка, с тазобедренным и голеностопным суставом, с мышцами спины, ног и шеи. Он влияет и на осанку, и на координацию, и на тонус мышц всего организма.

Гипотонус, у детей с дизартрией, которые проходили диагностику, присутствовал в меньшей степени.

Таким образом, мы выявили, что дети с нарушением лицевого мышечного тонуса реагируют на травму по-разному. Дети с гипертонусом сжимаются, напрягают все тело, готовы к борьбе, атаке, или бегству, а дети с низким лицевым тонусом пассивны, часто выступают в роли жертвы, мало реагируют, но разбалансируют своим поведением на стресс весь организм.

На втором этапе диагностического исследования для нас было важным выявить: как взаимосвязаны между собой основные анализаторы человека, как лицевой тонус мышц влияет на познавательную и речевую активность ребенка и на взаимодействие его в пространстве.

Первая методика на выявление особенностей зрения ребенка предполагала определение возможностей зрительного анализатора в пространстве: насколько ребенок видит глубину пространства, ощущает объемные фигуры, 10% детей задания не поняли.

При работе с конструированием по изображению: у 40% детей возникали трудности с построением объемной фигуры по образцу. При работе с детьми мы замечали, что большинство детей напряжены, челюстной сустав зажат, это говорит о том, что во время работы, если возникают трудности при выполнении, ребенок испытывает стресс, что передается на телесном уровне, блокируя челюстной сустав.

Большинство детей хорошо видели предметы в пространстве, у них было 100% зрение, но при этом каждый ребенок анализировал, полученные предметы и рисунки индивидуально. Некоторые дети брали фигуры в руки, близко подносили к глазам, некоторые прищуривались, включая в работу ведущий глаз, были и те, кто пробовал фигурки на вкус, даже не съедобные. Это говорит о том, что у каждого ребенка ведущий свой анализатор, и они по-разному анализируют предметы, например, кинестетики тактильно определяют предмет, могут пробовать, те, кто опирается на слуховой анализатор, те стараются потрясти предмет, извлечь звук, визуалам – достаточно смотреть на предмет.

Далее мы предлагали детям рассмотреть рисунки, назвать, что изображено, на переднем плане, что на заднем и т.д. Дети с интересом рассматривали рисунки, 50% – называли предметы и их расположение на листе бумаги, 30% – выполняли задание по наводящим вопросам, а 20% затруднялось выполнить задание.

Во время беседы с детьми мы выявили, что смотреть вверх им не очень удобно, потому что, обычно им приходится это делать в стрессовых ситуациях (родители и педагоги, что то требуют или ругают), также были зафиксированы и физиологические проблемы у некоторых детей, когда они долго смотрели вверх кружилась голова и им было тяжело держать равновесие, это говорит о неврологических проблемах детей, о подвижности шейных позвонков, которые могут пережимать кровеносные сосуды и нарушать снабжение кислородом головной мозг. Также мы обнаружили проблемы при взгляде вниз 70%. Это связано с ранним обучением и подготовке к школе. Часто раннее обучение приводит к стрессам и не желанию учиться.

 60% детей прослеживали глазами за движением предметов, но часто взгляд ускользал, нарушалось внимание, приходилось ребенка вербально включать в процесс прослеживания. 20% детей могли следить за предметом, если он был достаточно ярким и издавал звук, это говорит о дополнительной сенсорной стимуляции ребенка дошкольника.

 20% детей смогли без труда проследить за предметом. Некоторые дети намеренно закрывали ладошкой глаз, чтобы лучше видеть предмет.

Следующая диагностика была связана с определением особенностей слуха у детей с дизартрией. Мы выявляли особенности слухового восприятия: как дети чувствую речь, как ее воспринимают, понимают ли они ее.

 80% детей понимали и воспринимали обращенную к ним речь, 80% детей хорошо ориентировались в звуковом пространстве, выделяли звуки, шумы, речь людей, слышали основные и второстепенные звуки, тоновое звучание, могли вычленять оттенки звука и тембра.

20% слышали пространство смазано, вычленяли основные звуки, речь, но иногда было ощущение, что они выключались из пространства, возможно, это происходило из-за сенсорной перегрузки.

Дети дизартрики воспринимали неплохо все частоты, но на высокие частоты реагировали ярче, проявляя эмоции и включая движения. При диагностике внутреннего слуха или внутренней речи, мы выявили, что 70% детей могут проговаривать информацию про себя, а 30% проговаривают ее вслух. У детей дизартриков старшего дошкольного возраста примерно 30% детей не могли точно воспроизвести информацию по памяти, затруднялись в произнесении звуков речи, 20% затруднялись воспроизвести музыку и ритм, те же 20% делали ошибки, когда выполняли ритмичные движения под музыку.

Также выяснилось, что при 100% слухе, 30% детей не ориентируются на ведущее ухо, часто могут не слышать информацию.

80% детей прекрасно слышали любую звуковую информацию в срединном поле и перед собой, за спиной, далеко и близко, выделяем звук среди других фоновых звуков, например, речь при звуковом сопровождении (показ фильма). 20% в основном воспринимали информацию, если видели источник звука или могли осязать, чувствовать его вибрации. Дети часто не задумывались как звучит их речь и 50% детей не узнавали свой голос на записи, хотя прекрасно различали голоса педагогов. Возможно, что в этом возрасте дети больше ориентированы на общение и восприятие других людей.

Следующая диагностика была связана с исследованием особенностей мелкой моторики у детей дизартриков старшего дошкольного возраста. Мы предлагали детям выполнить определенные упражнения для ладошек и пальчиков, используя различные считалки и попевки, проверяя, как ребенок сжимает руку в кулак, как сгибает пальцы. Практически все дети справились с упражнением, только 10% детей не смогли правильно выполнить упражнения. Мы диагностировали как дети могут работать двумя руками или правой и левой рукой отдельно, какая рука ведущая, 80% детей имели ведущую правую руку, хотя прекрасно работали и левой рукой. 80% детей справились с заданием выполняя упражнения на плетение, перекладывание, нанизывание предметов на нить. Сложнее было детям работать с бумагой, сложить, согнуть, смять ее одной и двумя руками, только 50% выполнили задание правильно. 70% детей правильно держали карандаш в руке и выполняли различные рисунки, срисовывали формы. 90% детей выполнили задание с пластилином правильно.

Следующее диагностическое задание было связано с определением особенности крупной моторики. Упражнения, на ориентировку в пространстве, вызывали трудности, с ними справилось 50% детей.

Упражнения на координацию движений также вызвали трудности у старших дошкольников с дизартрией (50% их выполнили правильно).

Проведенная диагностика подтвердила, что дети с диагнозом дизартрия с нарушением лицевого мышечного тонуса, испытывают трудности при выполнении упражнений на координацию, так как лицевой мышечный тонус влияет и на мышцы спины, и на мышцы ног. Силовые упражнения, упражнения и упражнения на растяжку, также выполнили не все дети, 30% не справились с заданием.

Таким образом, на диагностическом этапе исследования мы выявили особенности детей дизартриков старшего дошкольного возраста и причины возникновения проблем, которые мы будем корректировать в процессе дальнейшей работы.

Литература:

  1. Грабаровская Л.В. Кинезиологические практики в работе с детьми с нарушениями зрения. // Дошкольное и начальное школьное образование – развивающее и развивающееся. Издательство: «Линка-Пресс» №1. 2019. С. 76-83.
  2. Деннисон П.Е., Деннисон Г.Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Спб.: ИГ «Весь», 2015. – 320с.
  3. Рафферти Ф. РЕЗЕТ 1-2.  Сбалансированная челюсть. Учебник. Австралия. 2018.
  4. Рафферти Ф. Кинерджетикс. Энергетическая кинезиология. Курс 1-2 Австралия. 2017.