«Мама, я в домике!» или как вписать цифру в клетку

кинезиология развития

Ваш малыш активный, подвижный, любопытный, исследующий мир через все свои ощущения: тактильные, вкусовые, зрительные, слуховые, обонятельные. А также он получает информацию о положении своего тела в пространстве от «умных» клеток в мышцах (проприорецепторов). Ребенок любит повторять одно и то же движение многократно, чем выводит иногда взрослых из состояния равновесия. Но именно так он и учится. Его тело осваивает новое движение, новые нейронные цепочки простраиваются от тела к мозгу, позволяя этому движению стать уверенным, автоматическим. Крепнет и развивается не только его тело, но и формируются структуры мозга. Причем для активного развития мозга совершенно необходимо достаточное количество сенсорного опыта: чем больше ребенок двигается, взаимодействует с различными предметами, получает новые впечатления и осваивает внешнее пространство, тем гармоничнее происходит развитие его мозга.

Важно, чтобы ребенок имел безопасное пространство для движения и игр, не был ограничен манежем, ходунками или другими приспособлениями, мешающими его естественному моторному развитию. Чтобы можно было подползти к маме, папе, убедиться, что они рядом и опять отправиться в путешествие за новым опытом.

Присутствие взрослого чрезвычайно важно для ребенка. И мы сейчас не будем рассматривать почему это так важно для установления эмоционального контакта, ощущения безопасности и формирования доверия к миру. Мы поговорим о задаче взрослого давать малышу название того телесного опыта, который он получает. Ведь ребенок сначала именно на уровне тела постигает, что такое право/лево, верх/низ, далеко/близко, впереди/сзади и т.д. А взрослый дает «ярлыки» этим ощущениям.

Если развитие ребенка было благополучно, то придя в школу, он не будет путать правую и левую руку, у него не будет проблем определить правую и левую сторону тетради, понять, где начало строчки, а где – конец, писать, не сползая со строки и вписывать цифры в клеточки. К сожалению, очень часто таких детей пробуют научить всему этому путем упорных тренировок, искренне удивляясь «ну как можно это не понимать!». А ребенку надо всего лишь получить тот телесный опыт, который по какой-то причине был пропущен в детстве. 26 упражнений Гимнастики мозга могут очень эффективно помочь в этом.

Пример из практики.

Мальчик 9 лет, ученик 3-го класса. Вполне успешен, но мать жалуется, что сын делает все медленно и начинает не успевать за темпом работы всего класса. К тому же в тетради жуткий беспорядок. «Он даже цифру не может вписать в клеточку» – говорит мать. Мы начинаем с ним играть, и я вижу, что у мальчика нет ощущения своего тела в пространстве. Ну, например, ему приходится вспоминать, какой рукой он ест, чтобы вычислить, где же его правая рука. Тогда я предлагаю такую игру: спрашиваю, какой цифрой он хотел бы быть. Он выбирает пятерку. А теперь, говорю я ему, представь, что ты сейчас стоишь в клеточке на листе бумаги: пол — это низ клеточки, верх — книга (я кладу ее на голову ребенка, ограничивая пространство сверху). Стенки клетки образуем мы с матерью, становясь таким образом, что ограничиваем пространство вокруг ребенка справа и слева и давая ему при этом телесный контакт. Я даю время, чтобы мальчик на телесном уровне прожил этот опыт. Затем он садится и свободно вписывает цифру в клетку.