Два типа поведения в длительной стрессовой ситуации, или про «лентяев» и «трудоголиков»

образовательная кинезиология

Рассмотрим такой тип поведения при попадании в длительную стрессовую ситуацию, когда человек старается изо всех сил, но чем больше он старается, тем меньше у него получается. Итак, про «лентяев» и про «трудоголиков».

Читайте и примеряйте к себе и или своему ребенку, какой тип поведения в стрессе чаще всего используется.

«Лентяй»: 

  • ему сложно начать что-то делать (нет сил), в том числе и новое дело; 
  • сбитый с толку, запутавшийся, легко отвлекаемый, несобранный; 
  • имеет ощущение бесполезности усилий, прекращает дело до того, как закончил, сдаётся — ничего не вышло; 
  • не может сделать выбор (слишком много вариантов); 
  • скука, разочарование; отсутствие плана, структуры, не знает, какой надо сделать первый шаг; 
  • не видит и не помнит детали; 
  • охвачен страхом: почему это со мной, за что?; 
  • очень маленькая степень самосознания, причину неудач видит в других; чаще бессловесный; 
  • не может двигаться и думать одновременно; 
  • мышцы в гипотонусе (как «кисель»).

Пример из практики. Подросток 17 лет заканчивает школу, надо выбрать вуз для поступления. Родители просто в отчаянии: ничего не хочет, ничем не интересуется, не думает о будущем. Особенно возмущен поведением сына отец, поскольку у того отсутствует необходимые мужские качества: ответственность, планирование, воля.  

Парню и в самом деле абсолютно плевать на ВУЗ, он готов идти в армию. От родителей отмахивается, как от надоедливых мух. Во-первых, он не знает, что хочет, хотя мама таскала его на дни открытых дверей во многие высшие заведения. Во-вторых, он абсолютно уверен, что все бесполезно, поскольку даже если он напряжется и попробует поступить — «все везде куплено и только по блату».

Когда остаемся одни в кабинете, я вижу маленького растерянного мальчика, которому тошно от жизни, так как и вправду нет настоящих друзей, нет ни одного настоящего увлечения, кроме сидения за компьютером и слушания музыки на предельной громкости, под которую можно «улететь» от проблем. Он живет с ощущением, что как-то в этом мире для него все не так устроено и ждет армии как разрешения ситуации.

«Трудоголик»: 

  • не может остановиться (ведь так много надо сделать) и подумать, всегда занят; 
  • все делает с чрезмерным усилием, старанием, но часто без хорошего результата; 
  • ощущение хронической нехватки времени, ощущение давления, напряжения — дел много, и все надо сделать на пять; 
  • перфекционист; 
  • болезненно самоосознающий, чрезмерно контролирующий себя и окружающих; 
  • ощущение вины: я должен был сделать лучше, по-другому; 
  • обеспокоенный, озабоченный; 
  • может автоматически отвечать невпопад; 
  • не видит целостной картины (ситуации, задачи…); мышцы в гипертонусе («как камень»)

Пример из практики. Молодая женщина, мать троих детей, собирается защищать диссертацию. Яркий пример реакции на стрессовую ситуацию по типу «трудоголик». Обеспокоена ситуацией, которая с ней произошла. Один из ее детей занимается восточными единоборствами. Она была на соревновании, где ее сын участвовал. Она совершенно точно знала, что ее ребенок должен стоять в поединке слева (так сказал тренер). Мы помним с вами, что в этом случае происходит реакция на стрессовую ситуацию, человек не видит целостной картинки и чрезмерно сосредоточен на деталях. Поединок начался, она смотрела и болела за ребенка слева. Помнит, что подумала: странно, почему он надел кимоно другого цвета. Когда бой закончился, она подошла к своему ребенку, чтобы утешить его и поддержать в его проигрыше. Думаю, что вы легко можете себе представить реакцию удивления выигравшего бой сына.  

Что делать? Понять, что поведение вашего ребенка означает то, что он находится в стрессовой ситуации, а не является следствием его дурного характера или отсутствия способностей. И тогда можно начать ему помогать. А может быть, и себе тоже.