Гимнастика мозга в реабилитации

Специалисты используют методы Образовательной кинезиологии не только в психологии и педагогике, но также интегрируют методы в медицину. Особенно часто можно увидеть положительное влияние Гимнастики мозга в реабилитации.

Сегодня поделимся с вами, как в санатории «Барнаульский», г. Барнаул, проводили работу с целью улучшения когнитивных функций у больных после ишемического инсульта в раннем восстановительном периоде путем включения в комплекс реабилитации когнитивной гимнастики.

В процессе было обследовано 123 пациента в возрасте от 45 до 60 лет после инсульта. Больные методом случайного отбора были разделены на две группы. У 61 в комплекс физической реабилитации включались регулярные занятия когнитивной гимнастикой, остальные 62 пациента получали стандартный комплекс реабилитационных мероприятий. Оценка когнитивных функций осуществлялась с использованием следующих методик: сокращенный многофакторный опросник для исследования личности, «Память на образы», «Память на числа», таблицы Шульте, краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), опросник SF-36.

После курса занятий когнитивной гимнастикой улучшились когнитивные функции: значительно уменьшились расстройства кратковременной памяти и произвольного внимания, повысился уровень качества жизни, улучшилось настроение, снизился уровень астеноневротических реакций и ухода в болезнь, повысилась самооценка. Нежелательных явлений ни у одного из пациентов во время проведенного лечения обнаружено не было.

Занятия когнитивной гимнастикой эффективны у больных после инсульта в комплексной санаторной реабилитации благодаря позитивному действию на когнитивные функции, повышению уровня качества жизни.

Немедикаментозные методы коррекции когнитивных нарушений составляют важную часть реабилитации и состоят из различных видов специфических тренировок нарушенных функций.

В последнее время появились исследования, основанные на классических работах П.К. Анохина (1963), Н.А. Бернштейна (1947), А.Р. Лурия (1973), о важности интегративного подхода к деятельности мозга, роли сенсорного «входа» и проприоцептивных влияний со стороны суставов и мышц, а также конвергенции кинестетической, моторной, зрительной и глазо-двигательной систем в организации нервной деятельности. Одним из практических методов является образовательная кинезиология, предлагающая комплекс физических упражнений и точечного массажа, образно названный «Brain Gym», призванный при помощи движений способствовать улучшению восприятия и обучения.

В России известен положительный опыт применения данного комплекса в области педагогики и оздоровления детей с задержкой умственного развития и трудностями в обучении. В реабилитации этот метод применялся у пациентов с болезнью Альцгеймера, с хронической ишемией головного мозга. Авторами статьи метод адаптирован для больных, перенесших инсульт, как комплекс когнитивной гимнастики.

Через 6 мес после проведенного лечения с включением комплекса когнитивной гимнастики сохранялась положительная динамика психологического статуса. У больных основной группы достоверно снижался уровень тревожности, психастении, повышалась активность. Больным контрольной группы более свойственны тревожно-мнительные тенденции, психастенические проявления, снижение активности.

Исследование качества жизни через 6 мес после санаторно-курортного лечения показало, что больные, выполнявшие когнитивную гимнастику, субъективно оценили свое состояние здоровья достоверно выше, а значит, имели большую возможность восстановления когнитивных функций и более полного выполнения повседневной и профессиональной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о закреплении достигнутой положительной динамики в результате проведенного курса реабилитации, а также о возможности дальнейшего улучшения показателей в группе, которая выполняла комплекс когнитивной гимнастики.

Почитать полный текст исследования вы можете здесь.

Рекомендуемые курсы для данного направления: Гимнастика мозга 101, Гимнастика мозга 104, Упражнения для построения внутренней структуры, Целебное прикосновение.