Диагностика особенностей сенсомоторного развития у старших дошкольников с дизартрией средствами интеграции кинезиологических практик

образовательная кинезиология

Грабаровская Л.В., к.п.н., доцент

АПП ЮФУ, инструктор-кинезиолог

г. Ростов-на-Дону.

Наша экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ № 275 и МАДОУ № 304 г. Ростов-на-Дону. В эксперименте принимало участие 25 человек в возрасте 5-7 лет с диагнозом «дизартрия». Анализ теоретических исследований по обозначенной проблеме позволил сформулировать цель диагностического этапа исследования — выявить особенности сенсомоторного развития и особенности лицевого мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезиологических практик.

Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • Апробировать кинезиологические методики диагностики особенностей сенсомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
  • Выявить индивидуальные особенности лицевого мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами кинезиологических техник.

Поставленные задачи исследования решались с помощью энергетической и образовательной кинезиологии: «Кинерджетикс», «РЕЗЕТ» (Ф. Рафферти) и «гимнастики мозга» П. Деннисона.

Так как в нашем исследовании принимали участие дошкольники с дизартрией, нам необходимо было продиагностировать особенности мышечного тонуса, а также другие органы, принимающие участие в артикуляции и ВНЧС. Основным инструментарием в нашей работе было мышечное тестирование.

Мы также выявляли связь эмоциональной травмы с проблемой лицевого мышечного тонуса. Для этого мы использовали шкалу эмоциональных тонов, разработанную Ф. Рафферти, и эмоциональную последовательность Г. Стокса и Д. Вайтсайда.

Дети с диагнозом «дизартрия» имеют нарушения не только в лицевом мышечном тонусе, но и в крупной и мелкой моторике и общем сенсомоторном развитии в целом. Это влияет на уровень усвоения материала и интеллектуальное развитие ребенка. Поэтому кроме балансировки лицевого мышечного тонуса мы провели также серию кинезиологических диагностик: по выявлению особенностей зрения, слуха, мелкой и крупной моторики, координации тела в пространстве.

Таким образом, на диагностическом этапе исследования, мы провели модифицированный вариант  кинезиологической диагностики, опираясь на исследования Ф. Рафферти [3-5], П. Деннисона [2], Грабаровской Л.В.[1].

Описание результатов диагностики.

Состояние лицевого мышечного тонуса у детей-дизартриков старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.

Уровни и показателиМышцыВНЧСТело
Гипертонус70%80%30%
Гипотонус30%20%50%
Эмоциональная травма30%50%50%

Таким образом, количественный и качественный анализ показал, что при сканировании мышц у детей с дизартрией присутствует гипертонус мышц ( 70%), это может быть одна или несколько мышц, которые влияют на общий тонус и произношение ребенка. В результате диагностики мы обнаружили, что при гипертонусе мышц не всегда возможно изменение в других органах ВНЧС, но в большинстве случаев (80%) у детей гипертонус мышц тесно связан с нарушением в работе всех органов ВНЧС: связок, костей, сухожилий. Нам удалось проследить связь эмоциональной травмы ребенка и состояние лицевого мышечного тонуса. В большинстве случаев при травматической ситуации у детей увеличивался тонус мышц, например, лечение зубов, крик родителей, конфликты в семье и т.д. При диагностике ВНЧС мы выявили, что на лицевой тонус влияет полностью и сам ВНЧС, так как он связан с телом ребенка, с тазобедренным и голеностопным суставом, с мышцами спины, ног и шеи. Он влияет и на осанку, и на координацию, и на тонус мышц всего организма.

Гипотонус у детей с дизартрией, которые проходили диагностику, присутствовал в меньшей степени.

Таким образом, мы выявили, что дети с нарушением лицевого мышечного тонуса реагируют на травму по-разному. Дети с гипертонусом сжимаются, напрягают все тело, готовы к борьбе, атаке или бегству, а дети с низким лицевым тонусом пассивны, часто выступают в роли жертвы, мало реагируют, но разбалансируют своим поведением на стресс весь организм.

На втором этапе диагностического исследования для нас было важным выявить, как взаимосвязаны между собой основные анализаторы человека, как лицевой тонус мышц влияет на познавательную и речевую активность ребенка и на взаимодействие его в пространстве.

Первая методика на выявление особенностей зрения ребенка предполагала определение возможностей зрительного анализатора в пространстве: насколько ребенок видит глубину пространства, ощущает объемные фигуры, 10% детей задания не поняли.

При работе с конструированием по изображению: у 40% детей возникали трудности с построением объемной фигуры по образцу. При работе с детьми мы замечали, что большинство детей напряжены, челюстной сустав зажат. Это говорит о том, что во время работы, если возникают трудности при выполнении, ребенок испытывает стресс, что передается на телесном уровне, блокируя челюстной сустав.

Большинство детей хорошо видели предметы в пространстве, у них было 100% зрение, но при этом каждый ребенок анализировал полученные предметы и рисунки индивидуально. Некоторые дети брали фигуры в руки, близко подносили к глазам, некоторые прищуривались, включая в работу ведущий глаз. Были и те, кто пробовал фигурки на вкус, даже несъедобные. Это говорит о том, что у каждого ребенка свой ведущий анализатор, и они по-разному анализируют предметы. Например, кинестетики тактильно определяют предмет, могут пробовать. Те, кто опирается на слуховой анализатор, стараются потрясти предмет, извлечь звук. Визуалам достаточно смотреть на предмет.

Далее мы предлагали детям рассмотреть рисунки, назвать, что изображено на переднем плане, что на заднем и т.д. Дети с интересом рассматривали рисунки, 50% называли предметы и их расположение на листе бумаги, 30% выполняли задание по наводящим вопросам, а 20% затруднялось выполнить задание.

Во время беседы с детьми мы выявили, что смотреть вверх им не очень удобно, потому что обычно им приходится это делать в стрессовых ситуациях (родители и педагоги, что-то требуют или ругают). Также были зафиксированы и физиологические проблемы у некоторых детей. Когда они долго смотрели вверх, кружилась голова и им было тяжело держать равновесие. Это говорит о неврологических проблемах детей, о подвижности шейных позвонков, которые могут пережимать кровеносные сосуды и нарушать снабжение кислородом головного мозга. Также мы обнаружили проблемы при взгляде вниз у 70% детей. Это связано с ранним обучением и подготовкой к школе. Часто раннее обучение приводит к стрессам и нежеланию учиться.

 60% детей прослеживали глазами за движением предметов, но часто взгляд ускользал, нарушалось внимание, приходилось ребенка вербально включать в процесс прослеживания. 20% детей могли следить за предметом, если он был достаточно ярким и издавал звук. Это говорит о дополнительной сенсорной стимуляции ребенка дошкольника.

 20% детей смогли без труда проследить за предметом. Некоторые дети намеренно закрывали ладошкой глаз, чтобы лучше видеть предмет.

Следующая диагностика была связана с определением особенностей слуха у детей с дизартрией. Мы выявляли особенности слухового восприятия: как дети чувствуют речь, как ее воспринимают, понимают ли они ее.

 80% детей понимали и воспринимали обращенную к ним речь, 80% детей хорошо ориентировались в звуковом пространстве, выделяли звуки, шумы, речь людей, слышали основные и второстепенные звуки, тоновое звучание, могли вычленять оттенки звука и тембра. 20% слышали пространство смазанно, вычленяли основные звуки, речь. Но иногда было ощущение, что они выключались из пространства. Возможно, это происходило из-за сенсорной перегрузки.

Дети-дизартрики воспринимали неплохо все частоты, но на высокие частоты реагировали ярче, проявляя эмоции и включая движения. При диагностике внутреннего слуха или внутренней речи мы выявили, что 70% детей могут проговаривать информацию про себя, а 30% проговаривают ее вслух. У детей-дизартриков старшего дошкольного возраста примерно 30% детей не могли точно воспроизвести информацию по памяти, затруднялись в произнесении звуков речи. 20% затруднялись воспроизвести музыку и ритм, те же 20% делали ошибки, когда выполняли ритмичные движения под музыку.

Также выяснилось, что при 100% слухе 30% детей не ориентируются на ведущее ухо, часто могут не слышать информацию. 80% детей прекрасно слышали любую звуковую информацию в срединном поле и перед собой, за спиной, далеко и близко, выделяли звук среди других фоновых звуков, например, речь при звуковом сопровождении (показ фильма). 20% в основном воспринимали информацию, если видели источник звука или могли осязать, чувствовать его вибрации. Дети часто не задумывались как звучит их речь, и 50% детей не узнавали свой голос на записи, хотя прекрасно различали голоса педагогов. Возможно, что в этом возрасте дети больше ориентированы на общение и восприятие других людей.

Следующая диагностика была связана с исследованием особенностей мелкой моторики у детей-дизартриков старшего дошкольного возраста. Мы предлагали детям выполнить определенные упражнения для ладошек и пальчиков, используя различные считалки и попевки, проверяя, как ребенок сжимает руку в кулак, как сгибает пальцы. Практически все дети справились с упражнением, только 10% детей не смогли правильно выполнить упражнения. Мы диагностировали, как дети могут работать двумя руками или правой и левой рукой отдельно, какая рука ведущая. 80% детей имели ведущую правую руку, хотя прекрасно работали и левой рукой. 80% детей справились с заданием, выполняя упражнения на плетение, перекладывание, нанизывание предметов на нить. Сложнее было детям работать с бумагой, сложить, согнуть, смять ее одной и двумя руками, только 50% выполнили задание правильно. 70% детей правильно держали карандаш в руке и выполняли различные рисунки, срисовывали формы. 90% детей выполнили задание с пластилином правильно.

Следующее диагностическое задание было связано с определением особенности крупной моторики. Упражнения на ориентировку в пространстве, вызывали трудности, с ними справилось 50% детей.

Упражнения на координацию движений также вызвали трудности у старших дошкольников с дизартрией (50% их выполнили правильно).

Проведенная диагностика подтвердила, что дети с диагнозом «дизартрия» с нарушением лицевого мышечного тонуса, испытывают трудности при выполнении упражнений на координацию, так как лицевой мышечный тонус влияет и на мышцы спины, и на мышцы ног. Силовые упражнения, упражнения и упражнения на растяжку также выполнили не все дети, 30% не справились с заданием.

Таким образом, на диагностическом этапе исследования мы выявили особенности детей-дизартриков старшего дошкольного возраста и причины возникновения проблем, которые мы будем корректировать в процессе дальнейшей работы.

Литература:

  1. Грабаровская Л.В. Кинезиологические практики в работе с детьми с нарушениями зрения. // Дошкольное и начальное школьное образование – развивающее и развивающееся. Издательство: «Линка-Пресс» №1. 2019. С. 76-83.
  2. Деннисон П.Е., Деннисон Г.Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Спб.: ИГ «Весь», 2015. – 320с.
  3. Рафферти Ф. РЕЗЕТ 1-2.  Сбалансированная челюсть. Учебник. Австралия. 2018.
  4. Рафферти Ф. Кинерджетикс. Энергетическая кинезиология. Курс 1-2 Австралия. 2017.