Творчество и Образовательная кинезиология.

образовательная кинезиология обучение

Литвинова Евгения Олеговна,

член МОО сертифицированных кинезиологов «Ассоциация Кинезиологии»

Директор российского представительства Международного Фонда Образовательной кинезиологии

Монтессори-педагог, психолог-консультант, г. Москва

Стремление к красоте считается проявлением зачатков сознания – по крайней мере, так говорят некоторые исследователи самых первых продуктов творчества: наскальных рисунков, украшений и узоров на орудиях труда. Чем выше становился средний уровень интеллекта, тем больше продуктов творчества могли увидеть свет, тем более сложным и многогранным оно становилось.

Творчество возможно только тогда, когда у ребенка хорошо развиты крупная и мелкая моторика, а также сенсорное восприятие. Кроме того, они влияют друг на друга, зависят друг от друга и могут совершенствоваться только в том случае, если они  стимулируют друг друга!

Рука из той части тела, которая давала нам опыт, превратилась в орган захвата, а затем в инструмент. Чем больше у детей возможностей получить опыт совместной работы рук и рта, тем больше они учатся понимать и осваивать свое окружение и играть активную роль. 

Кроме того, способность «взяться за что-то» и способность что-то создавать тесно связаны с разрешением покорять окружающую среду руками и ртом, иметь возможность прикасаться ко всему и общаться руками. Также творчество – это продукт анализа и синтеза: я что-то воспринимаю, расщепляю, перерабатываю, придумываю на этой основе новое и выдаю в пространство.

Крупная моторика – это способность ребенка осуществлять действия с использованием крупных мышц тела. Переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и все, что может прийти вам в голову, требует освоения крупной моторики. Важно знать, что крупная моторика является базой для мелкой. Это не значит, что если у вас существуют пробелы на низших уровнях – т.е. крупной – у вас обязательно будут огромные трудности с мелкомоторной деятельностью, но велика вероятность компенсаций и зажимов.

Человек стремится избегать ту деятельность, которая вызывает дискомфорт. Если при рисовании у вас спазмируется плечо, при лепке тянет шею, а при шитье сводит руку, то, скорее всего, вы будете избегать эту деятельность, если не окажется достаточно возможностей преодолеть эти неприятности.

Пол Денниссон, создатель Образовательной кинезиологии, всегда говорил, что лени нет, но есть физическая невозможность выполнять какое-либо действие.

Ни один ребенок не рождается с кистью как оформленным инструментом. Он начинает использовать руку в этом качестве только тогда, когда может спокойно сидеть, а ходьба и бег становятся автоматическими. До тех пор он набирается опыта, необходимого для манипуляций предметами. Если по какой-то причине у человека был пропущен этап освоения движений крупной моторики или же доступ к ней затруднен в результате травмы или хронического стресса, то все, требующее работы мелкой моторики, станет неприятно или вовсе недоступно.

Когда мы говорим о физиологии творческого процесса, мелкая моторика так же важна, как и крупная, и более того – подчиняется тем же правилам.

Мы можем неосознанно избегать деятельности при наличии физической невозможности эту деятельность совершить.

Наши руки обслуживаются огромным участком мозга, поскольку ощущения с рук и необходимость их контролировать является важным фактором для нашего выживания и удовлетворения потребности исследовать. Примерно такую же важную роль для мозга играют губы и язык. Разумеется, пользоваться руками мы начинаем еще в утробе матери, однако развивается кисть уже после рождения и продолжает делать это еще много-много лет.

С руками связана не только способность творить и манипулировать инструментами, но и возможность коммуницировать, взаимодействовать, удерживать и отпускать – не только в физическом смысле, презентовать себя в пространстве, выстраивать границы…

До сих пор встречаются ситуации, когда детей бьют по ладоням, не дают им знакомиться с окружающим миром посредством рук и рта, запрещают размахивать руками при разговоре, заставляют их прятать. Руки и пальцы объявляются некрасивыми, чем-то, что можно показывать только с идеальным маникюром и гладкой кожей, что тоже провоцирует многих людей их прятать уже во взрослом состоянии.

С руками связано очень многое, но работа с мелкой моторикой может помочь вам не только в освоении непосредственно ловкости рук и, как следствие, большим успехам в освоении творческих процессов, требующих этой самой ловкости, но и в работе со сферами жизни, которые я перечислила выше.

В цикле Кинезиологии Развития существует целый курс, посвященный Ловкости рук!

Зрительно-моторная координация (далее – ЗМК, координация в системе “глаз-рука”, визомоторная или глазо-ручная координация – способность, с помощью которой мы можем одновременно использовать глаза и руки при выполнении действий. Мы используем информацию, полученную при помощи глаз (зрительное восприятие пространства), для координации движений наших рук.

В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все. Уже в начальной школе это делает существенно меньшее число детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются единицы.

Поразительно, что само рисование и любой творческий процесс в целом способствуют развитию ЗМК, образного мышления, восприятия, формированию картины мира ребенка, ровно как верно и обратное: именно хорошо развитая связь глаза и руки делает возможным творческую деятельность.

Ребенок осознает, что может оставлять видимые следы в этом мире, и чувствует потребность в этом действии. Однако, если не дать ему средства выражения, он и не узнает, что можно таковыми воспользоваться – будет тренировать связь рука-глаз чем-то другим, причем, необязательно творческим процессом.

Для хорошо развитой ЗМК нам необходимы сформировавшиеся навыки крупной и мелкой моторики, а также мягкое слежение глазами. И, разумеется, тренировка.

Если у вас совершенно точно нет трудностей с моторикой, можно поисследовать движение глаз и ЗМК.

Например, есть вот такой тест. Предлагаю вам не относиться к нему слишком серьезно, его задача, скорее, дать вам понять принцип работы этого механизма и просто проверить себя.

Если в процессе прохождения вы обнаружили, что у вас сжалась шея, сильно напряглись рука или глаза, то с некоторой долей вероятности у вас могут быть трудности в любой деятельности, задействующей ЗМК, в том числе творческой.

Потому что что? Правильно! Мы можем неосознанно избегать деятельности при наличии физической невозможности эту деятельность совершить.

Ну и в целом, если вам трудно, скажем, попадать в цель мячом или любым другим предметом, если вы можете промахнуться рукой мимо кружки, которую сами только что поставили на стол, или в целом вы имеете ручную неловкость, можно заподозрить сложности в ЗМК.

Кроме того, ЗМК, как процесс, обеспечивающийся неврологически, может быть нарушена при различных ОВЗ.

Что можно делать? Во-первых, тренировать себя различными видами деятельности – необязательно творческой.

Во-вторых, просто дать себе возможность выбора: может, рисование и не для вас, но как насчет скульптуры или моделирования? Чем больше вариантов вы или ваши дети смогут попробовать, тем лучше! В-третьих, с этим прекрасно работают упражнения из цикла Круги Зрения.

И помните: на любой процесс также влияет текущий уровень ресурса и безопасности. Если вы пройдете тест голодными и невыспавшимися, а потом поедите, выспитесь и снова попробуете, результаты будут разными! Если у вас появился стресс – попробуйте Крюки или Позитивные точки.

Хотелось бы кратко пробежаться по нескольким направлениям, которые так или иначе предлагают раскачку креативности и развитие творческого потенциала.

Танцевально-двигательная терапия. В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. Один из принципов, на который опирается ТДТ, звучит как Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

В ТДТ творчество перетекает из способа и источника к цели, хотя, разумеется, ее возможности гораздо шире. Однако, я не раз встречала ТДТ именно как инструмент развития творческого потенциала.

Арт-терапия. Туда же: творчество – это и способ, и цель. Видов арт-терапии великое множество, можно найти на любой вкус и цвет.

И, конечно, Образовательная кинезиология! Все ее подразделы и направления дают возможность реализовать свой творческий потенциал, а также помочь сформировать физические навыки.