Развитие эмоционально-двигательного интеллекта методом игровой кинезиологии через русские народные игры

образовательная кинезиология

Грабаровская Л.В., к.п.н., доцент АПП ЮФУ, инструктор-кинезиолог, руководитель инновационной площадки на базе МАОУ №304.

Бабасинян Н.В. заведующий МАДОУ №304, руководитель проектной группы специалистов, реализующих проект «Развитие эмоционально-двигательного интеллекта методом игровой кинезиологии через русские народные игры».Специалисты: Бабенко Т.А., заместитель заведующей, Каширова О.В. коррекционный психолог,Бадъянова И.И. педагог-психолог, Александрович Г.В., Желобова Т.Н. музыкальные руководители, Гудимова Е.В инструктор по физическому воспитанию, Копанева А.В., Чекусова Н.М. логопеды.

Ни для кого не секрет, что в современном мире увеличивается количество детей с трудностями в развитии и социализации. Они становятся малоподвижными, замкнутыми, теряют инициативность, самостоятельность, навыки общения. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной. «Истощается» связь поколений, с традициями народа – основой духовной культуры, нравственности и внутренней силы человека; детство начинает сдавать позиции уникального возрастного периода, где подлинный источник развития и радости – живое общение, движение и игра. В связи с этим, коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Детский сад № 304» уделяет внимание вопросам укрепления здоровья дошкольников, оказания помощи детям в активизации естественной потребности детского организма в движении, коммуникативных навыков, расширению и углублению связи с культурно-историческими корнями, традициями и опытом поколений.

Базовым кластером работы коллектива стал проект «Развитие когнитивного и двигательного интеллекта средствами образовательной кинезиологии «Интеллект- чувства- ощущения», который был призван к созданию оптимальных условий для развития здорового и успешного ребенка.

Научным руководителем проекта является , к.п.н., доцент АПП ЮФУ, член Ассоциации Профессиональных Кинезиологов, международный инструктор образовательной кинезиологии Людмила Викторовна Грабаровская.

Задачи проекта:

– формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация внутренних ресурсов;

– развитие навыков игровой деятельности, самостоятельности, коммуникации,

– систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа;

-создание единого образовательного пространства по формированию компетенции педагогов и родителей об истоках культуры, традициях и обычаях русского народа.

Проект состоит из нескольких взаимосвязанных последовательных этапов:

Новизна проекта в том, что здоровьесберегающий метод образовательной кинезиологии интегрируется в народное творчество.

Суть проекта – в трансформации комплексов упражнений в народные игры, хороводы, физические упражнения, сказки, потешки и скороговорки, в синтезе двигательных и психических процессов («Движение- речь -эмоции»). Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлова, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурии. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. А если, при этом, существует эмоциональная составляющая, то наша работа, несомненно, достигнет нужного результата.

На начальном этапе идет знакомство детей с комплексами упражнений, с устным народным творчеством, затем постепенно детям предлагается соединять слова с движением. Проговаривая потешки, скороговорки, дети выполняют разные комплексы упражнений. Далее добавляются сенсорные предметы разной фактуры, цвета, размера, формы, плотности и наполняемости. Здесь важно учитывать возраст детей, их возможности, желание проявить инициативу, самостоятельное творчество. Детям предлагается самостоятельно подобрать виды упражнений к персонажам сказок и распределить роли. Затем эти сказки инсценируются, принося немало радости юным актерам! С большим интересом дети знакомятся с русскими народными играми, особенно «непривычными» для нашего времени. В игры тоже включаются различные виды упражнений (например, идя по кругу, выполняются перекрестные движения или «крюки», «ухо-нос» и другие варианты), укрепляющие дух и тело, развивающие физические и познавательные способности, дающие возможность научиться дружить, взаимодействовать сообща. Народные традиции учат детей общению со сверстниками и взрослыми, учат находить оптимальные пути решения поставленных задач, возникающих проблем.

Важной результативностью проекта является соединение кинезиологических упражнений, которые помогают синхронизировать работу полушарий головного мозга, активизировать все системы организма, с народным творчеством. Это направление дает возможность наиболее эффективно решать проблемы с целью гармоничного развития детей. В ходе реализации проекта повысился интерес детей, родителей, всего педагогического коллектива к ценностям и символам культуры своего народа. Пополнение предметно-развивающей среды нашего учреждения явилось вспомогательным фактором реализации проекта: кинезиологические тренажеры, балансиры, световой песочный стол. различные массажные мячики, сенсорные мешочки ( в том числе, разработанные и изготовленные нашим коллективом), интерактивные доски и планшеты, аудиозаписи и картотеки русского народного творчества, кинезиологических комплексов упражнений. Несомненно, в этом заслуга всего педагогического коллектива. На следующий год планируется включить в проект группы раннего дошкольного возраста. Таким образом, в проекте будут принимать участие дети всех возрастов, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Еще одно из направлений дальнейшего развития проекта- это активное расширение контакта с семьями воспитанников, работа «Семейного клуба», поиск педагогическим коллективом новых путей решения поставленной проблемы.

Радость движения! Радость общения! Радость духовного обогащения! Такую радость испытывают не только дети, но и все взрослые участники проекта – вот источник вдохновения, творческих исканий дальнейших путей реализации задуманного проекта!

Радостные, горящие задором глаза детей! Растущий у них интерес к народным традициям, желание играть в народные игры, желание естественно двигаться, общаться! Народные игры и выполнение упражнений детьми самостоятельно в свободной деятельности! Благодарные отзывы родителей, теплые посиделки с родителями и детьми! Дружеские обсуждения в рамках «Круглого стола» педагогов и специалистов – вот бесценные плоды всех усилий и работы.

Литература:

  1. Грабаровская Л.В. Кинезиологические практики в работе с детьми с нарушениями зрения. // Дошкольное и начальное школьное образование – развивающее и развивающееся. Издательство: «Линка-Пресс» №1. 2019. С. 76-83.
  2. Деннисон П.Е., Деннисон Г.Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Спб.: ИГ «Весь», 2015. – 320с.
  3. Литвинова М. Русские народные подвижнее игры. Пособие для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение»1986