Применение кинезиологических упражнений в программе адаптации тревожных первоклассников к школе

Соловьёва А.В.
Институт мировых цивилизаций

Ежегодно в сентябре учителя начальных классов сталкиваются с проблемами адаптации своих подопечных. В рамках данной статьи будут представлены результаты исследования, проведенного на базе одной из подмосковных школ с целью выявления и дальнейшего снижения уровня тревожности первоклассников, возникшего в период адаптации, т.е. в первые месяцы обучения в школе. Несмотря на количество предлагаемых психологами методик, потребность в их включении в учебную деятельность неоспорима. Мы предположили, что активная работа педагога-психолога по снижению уровня тревожности учащихся первых классов способствует более мягкому процессу адаптации и предложили программу с применением элементов сказко- и арт-терапии, упражнений Гимнастики Мозга, а также игровые методы и беседы. Выполнение кинезиологических упражнений позволяет добиться положительных структурных изменений в организме. Данные упражнения позволяют улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, способность к произвольному контролю, а также мелкую и крупную моторику, способствуют снижению утомляемости и повышению жизненных ресурсов. Такие упражнения могут выполняться учениками как с психологом, так и с учителем начальных классов. Как показали результаты исследования, количество тревожных детей снижается до нуля, как и уровень тревожности становится значительно ниже. Таким образом, мы можем говорить о необходимости обучения учителей начальных классов упражнениям Гимнастики Мозга с целью их дальнейшего применения.

Введение в проблему
Исследований на тему адаптации детей к школе проведено множество, но она по-прежнему остается актуальной. Традиционно рассматриваются вопросы психологической и познавательной (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) готовности к школе, мотивационной (В.Н. Мезинов) и физиологической составляющей адаптации, при этом арсенал приемов, способствующих успешному прохождению этого этапа весьма разнообразен.


Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  1. дать психолого-педагогическое описание возраста младших школьников;
  2. раскрыть психологический аспект понятия «тревожность» в младшем школьном возрасте;
  3. провести экспериментальное исследование по снижению уровня тревожности в период адаптации к школе, в том числе с применением упражнений «Гимнастики Мозга».

Продолжение в приложенном файле.