Кинезиология в психотерапии

Специалисты Токарева Ирина Феликсовна и Воронова Елена Вадимовна в 2017г. выпустили статью “Кинезиология в психотерапии: основные направления и методы”. Мы нашли эту статью невероятно полезной и с удовольствием делимся с вами выжимками. Прочитать полный текст можно здесь.

В середине прошлого века термин «кинезиология» вошёл в СССР в поле физической культуры. Первое исследование кинезиологического плана было связано с сохранением стационарной устойчивости тела человека (1970 г). В конце 1980-х годов была сформирована концепция спортивной кинезиологии. На её основе в 1991 году вышел в свет научный труд «Принципиальные вопросы кинезиологии спорта», а в 2009 году В.К.Бальсевич подготовил к изданию труд «Онтокинезиология человека». Советская спортивная кинезиология (возникла на основе биомеханики) представляет собой совершенно другое направление, в котором психологическая составляющая почти отсутствует.

Развиваясь, прикладная кинезиология приобрела различные формы и включилась в различные направления жизни. В первую очередь она нашла применение в медицине — благодаря возможности кинезиологии оказывать помощь в сохранении и корректировке здоровья, в том числе и в профилактике осложнений различных заболеваний, так как кинезиология подарила врачам инструмент, который даёт возможность определить, вследствие чего движение оказалось нарушенным и что нужно сделать, чтобы его восстановить. Данное направление в России развивает Л.Ф. Васильева, заведующий кафедрой мануальной терапии Российского государственного медицинского университета.

Филип Рафферти выделил своё направление кинезиологии, дав ему название «кинерджетика». Один из инструментов данного направления — метод RESET (Rafferty Energy System of Easing the Temporomandibular Joint), в дословном переводе «энергетическая система Рафферти по расслаблению височно-нижнечелюстного сустава». Метод RESET эффективен для восстановления функций височно-нижнечелюстного сустава, который помогает осуществлять множество различных функций, в том числе выражение различных эмоций (например, крик, смех, шепот). При намеренном подавлении какого-либо проявления «Я» часто происходит сжатие челюстей, что может иметь накопительный характер. Таким образом, метод RESET может быть использован в работе как с физиологическими, так и с психическими процессами.

В 1972 году Гордон Стокс и Дениэл Уайтсайд, специалисты в области психологии и генетики поведения, разработали уникальный психотерапевтический кинезиологический метод «Единый мозг» в концепции «Три в одном», который опирался на достижения нейронаук, психологии, психотерапии, психогенетики и на их собственные оригинальные методики. Программа «Единый мозг» строится на основе представления о трёх функциональных блоках мозга по А.Р. Лурии. Для работы с каждым функциональным блоком подбираются соответствующие приёмы и методы коррекции. Важное место отводится формированию межполушарного взаимодействия, необходимого для успешного протекания любого психического процесса, в том числе и процесса преодоления стресса.

Образовательная кинезиология — направление кинезиологии, созданное доктором наук, профессором Калифорнийского университета Полом Деннисоном и в дальнейшем дополненное американскими нейрофизиологами и психологами, в котором развитие ребёнка и взрослого человека рассматривается через естественные физические движения. В основе методики лежат современные знания о строении и функционировании головного мозга, о связи движений тела и работы мозга. Метод позволяет человеку научиться новому способу поведения в различных жизненных ситуациях – и не только. На сегодняшний день Ассоциация кинезиологии выполняет функции официального Российского Представительства Международного Фонда Образовательной кинезиологии и занимается распространением метода на территории России.