Что такое Образовательная кинезиология

образовательная кинезиология

Как появился этот термин:
Образовательная — потому что мы обучаем человека новому способу поведения.
Кинезиология — потому что мы это делаем через движение и через восстановление движения.

Образовательная кинезиология.
Авторы данного направления — американские исследователи П. и Г. Деннисоны.
Они изучали, как мышечная система тела влияет на обучение новому и какие процессы происходят в это время в мозге человека.

Образовательная кинезиология – метод, состоящий из ряда упражнений и занятий. Они помогают учиться чему-то новому через движение. С помощью ОК можно “прокачать” не только такие навыки, как чтение, письмо или счет, но освоить вообще любую новую деятельность. Таким образом, ОК повышает качество жизни.

ОК — это не физическая культура. У ОК другие задачи, направленность, содержание, методы и результаты.

В ОК существует ряд методов:

  • Метод опоры на физические действия (Д. Ашер) — позволяет активизировать стимул интереса, идеала, осознания двигательной активности как компонента здорового образа жизни.
  • Метод «Гимнастика мозга» (П. Деннисон, Г. Деннисон) — направлен на взаимосвязь физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.
  • Коммуникативно-ориентированный метод (Р. П. Мильруд) — включает в себя необходимый принцип — аутентичность речи и знание поведения.
  • Метод активизации резервных возможностей (Г. Лозанов) — основан на суггестопедической системе, включающей резервные возможности человека в несознаваемой психической сфере.
  • Метод мышечного тестирования — служит для определения тонуса мышц, имеющих связи с определенными внутренними органами, позвонками и другими структурами.
  • Игровой метод —служит удовлетворению различных потребностей: в самопознании, в общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении.

С помощью методов ОК возможно:

  • преодолевать различные трудности;
  • управлять своими эмоциями в процессе занятий; 
  • вырабатывать в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.);
  • развивать мотивацию к ведению здорового образа жизни.

В упражнениях ОК, в отличие от физкультуры, пересекается средняя линия тела, выполняется несколько движений в четкой последовательности с многократным повторением и на скорость, либо в движении происходит передача образного мышления и смысла речи. Поэтому к ОК относятся самые разные упражнения: речевые движения, пантомимика, кодированная речь и все двигательные действия, которые воздействуют на деятельность и поведение.

Упражнения ОК основываются на принципе сенсорных коррекций, которые попадают в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Они также дополняются факторами, которые помимо моторных команд влияют на ход движения. Содержание средств Образовательной кинезиологии обусловливает их образовательную роль, поскольку через сигналы обратной связи происходит осознанное влияние на личностное развитие обучающегося.