Потенциал образовательной кинезиологии в психотерапии: исследование с биомаркерами

образовательная кинезиология

Сегодня мы снова предлагаем вам познакомиться с результатами исследований влияния Образовательной кинезиологии (ОК).

Специалисты Pui Lun Alan TAI и Kwok Wai Way LAU из университета Образования в Гонконге провели исследование с целью пересмотреть свое отношение к Образовательной кинезиологии. Они начинают свою статью с того, что ОК является популярным методом, направленным на улучшение работы мозга с помощью физических движений, однако, ей не хватает научных доказательств. В этом исследовании изучается влияние ОК на изменения маркеров стресса и тревоги у детей дошкольного возраста с особыми потребностями с использованием психометрических и биологических показателей.

В чем состояла суть эксперимента?

37 детей с особыми потребностями (3,5-6,5 лет) были поделены на две группы, одна из которых еженедельно проходила часовой баланс ОК в течение 10 недель, а другая занималась как обычно. До и после исследования были замерены показатели шкалы тревожности, оцениваемой родителями, уровни кортизола и окситоцина в слюне.

Результаты как субъективных, так и объективных измерений указывают на правдоподобный антистрессовый и тревожный эффект у детей дошкольного возраста с особыми потребностями.

Депрессия и тревога являются распространенными проблемами, которые сильно влияют на детей в современном обществе. Их распространенность еще выше у детей с трудностями в обучении и с нарушениями развития нервной системы, поскольку они сталкиваются с большим количеством трудностей в обучении и жизни. Появление симптомов депрессии и тревоги в раннем детстве связано с более поздними негативными последствиями в школьном возрасте. Детям с высоким риском психических заболеваний необходимо как можно раньше оказать поддержку. ОК является одним из возможных способов решения этой задачи.

В последние десятилетия предпринимались попытки изучить эффективность упражнений «Гимнастики мозга». Существуют исследования, которые показали положительное влияние ГМ на обучение игре на музыкальных инструментах в небольшой группе студентов колледжа. Другие продемонстрировали положительное влияние ГМ на способность к чтению, математике, поведение учащихся начальной школы из группы риска. Также существуют данные, свидетельствующие, что ГМ может улучшить успеваемость детей 10-12 лет. Эти исследования говорят о некоторых положительных эффектах ГМ на обучение в разных возрастных группах. Тем не менее, научные доказательства, подтверждающие заявленные положительные эффекты, остаются ограниченными.

Существует некоторое количество исследований, изучающих эффективность ОК для улучшения психического здоровья. Например, отмечено улучшение воспринимаемого уровня психологического стресса у пожилых людей. Также 8-недельный курс «Гимнастики мозга» может улучшить качество сна и уменьшить беспокойство. С другой стороны, не удалось выявить существенного влияния ОК на уровень воспринимаемого стресса в группе детей школьного возраста.


Один из подходов к оценке психологического стресса заключается в измерении уровня биомаркеров стресса в образцах слюны. Использование биомаркеров стресса помогает избежать систематической ошибки, создаваемой оценщиком и составителем отчетов в случае самоотчета. Этот подход хорошо принят в психологических и клинических исследованиях из-за его непредвзятости и неинвазивности. Среди различных маркеров стресса кортизол и окситоцин наиболее изучены в науке о стрессе.

В этом исследовании были выдвинуты следующие гипотезы.

Гипотеза 1. ОК снизит уровень кортизола в слюне.

Гипотеза 2: ОК повысит уровень окситоцина в слюне.

Гипотеза 3. ОК снизит уровень беспокойства участников.

Занятия проводились преподавателем, имеющим лицензию и право ведения групп ГМ. Всего было проведено 8 групповых обучающих сессий (по 3-4 студента в группе) и 2 семейные сессии для обучения родителей теоретическим основам ГМ и проведению упражнений со своими детьми дома. Всего было проведено 10 сессий по одному часовому занятию в неделю. Исследование проходило в период с 18 января 2019 г. до 24 сентября 2019.

Содержание часовой сессии:
 5 минут Приветствие
 10 минут PACE

  • Глоток воды
  • «Кнопки мозга»
  • «Перекрестный шаг»
  • «Крюки»

5 минут – постановка цели для специфической части тела

20 минут – упражнения «Гимнастики мозга»:

  • Латеральность
     o «Двойные рисунки»
     o «Алфавитные восьмерки»
     o «Брюшное дыхание»
     o «Перекрестный шаг»
     o «Ленивые восьмерки»
  • Центрация
     o Глоток воды
     o «Думающий колпак»
     o «Кнопки мозга»
     o «Позитивные точки»
     o «Крюки»
  • Фокус
     o «Сова»
     o «Икроножная помпа»

10 минут – «Ленивые восьмерки» с игрой и танцами

5 минут – Завершение и прощание

Это первое исследование, демонстрирующее значительные изменения уровней кортизола и окситоцина и уменьшение беспокойства после ГМ с детьми с особыми потребностями. Результаты показали, что 10-недельная программа ГМ может повысить уровень окситоцина в слюне и снизить уровень тревожности у детей с особыми потребностями. Также наблюдается значительное снижение уровня кортизола в слюне в группе вмешательства по сравнению с контрольной группой.

Однако в ходе исследования выяснилось, что исходные уровни кортизола в группе вмешательства были значительно выше, чем в контрольной группе. Из-за этого нет возможности сделать конкретный вывод по 1-й гипотезе из-за небольшого размера выборки и противоречивости результатов после контроля исходного уровня кортизола. Для будущих исследований необходимы большие выборки с большим количеством участников.

Окситоцин связан со стрессом и беспокойством и играет противотревожную роль. Ранее исследования показали, что 8-недельная программа ГМ значительно снизила уровень тревожности у 68 пожилых людей. В данном исследовании также была отмечена значительная разница в изменении уровней окситоцина: большее повышение уровней окситоцина наблюдалось в группе вмешательства по сравнению с контрольной. Данные о повышении уровня окситоцина в слюне и снижении уровня тревожности после 10-недельного курса ГМ подтверждают потенциальный антитревожный эффект ГМ у детей дошкольного возраста с особыми потребностями.

Что касается субъективных показателей, между группами наблюдалась значительная разница по шкале тревожности, которую заполняли родители. Это частично подтверждает третью гипотезу. Вполне возможно, что с помощью ГМ можно достичь антитревожных эффектов. Ценность текущего исследования заключается в применении как психометрии, так и стандартизированных и проверенных биологических маркеров для описания стресса и тревоги. В предыдущих исследованиях эффективности ГМ принимались только субъективные меры, в которых субъективная предвзятость неизбежна.

В этом пилотном исследовании есть несколько ограничений. Во-первых, из-за практических ограничений нельзя избежать предвзятости субъектов и влияния мест проведения экспериментов, что ограничивает интерпретацию результатов. Во-вторых, исследование было направлено на детей с особыми потребностями в целом, но не на какие-либо конкретные расстройства. Типы нарушений и/или степени тяжести могут быть потенциальными переменными, влияющими на эффект. В будущих исследованиях необходимо сосредоточить внимание на конкретном типе особой потребности или расстройства, чтобы контролировать влияние. В-третьих, последующая фраза не была запланирована в этом пилотном исследовании из-за практических ограничений в целевых детских садах, что привело к невозможности изучения продолжительности эффекта ГМ. Будущие исследования должны включать эту фразу как часть исследования. В-четвертых, в это исследование не включался активный контроль, то есть аэробные упражнения.

Мы знаем, что физическая активность эффективна для снижения стресса и облегчения вызванной стрессом тревоги или депрессии. Физические упражнения: аэробные упражнения, бег трусцой или ходьба, — могут снизить уровень кортизола у взрослых с проблемами психического здоровья, вызванными стрессом. Будущие исследования должны включать активную контрольную группу, которая будет заниматься спортом, чтобы сравнить его эффективность с «Гимнастикой мозга». Наконец, размер выборки в этом исследовании был относительно небольшим, поэтому возможность обобщения была ограничена. Небольшой размер выборки может привести к более высокому уровню ложноположительных и ложноотрицательных результатов. Хотя результаты изменения уровня окситоцина после тренировки были надежными, настоятельно рекомендуется проводить будущие исследования с большей выборкой и использовать рандомизированные контролируемые условия для подтверждения результатов и изучения других потенциальных изменений.

Ознакомиться со статьей целиком вы можете по ссылке.

Перевод, адаптация и редактирование – Евгения Литвинова.