«Перекрестные шаги» — пример упражнения из этой группы.
Встаньте прямо, голова находится по средней линии тела.
Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена.
Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена.
Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете.
Голова остается на месте.
Полезный результат — улучшение координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, улучшение слуха и зрения, прилив жизненных сил. Улучшает навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.
Упражнения делятся на четыре группы.
Первая группа — упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину).
Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей. Они синхронизируют работу полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела. Это дает ему возможность спокойно читать, писать и выполнять другие действия.
Вторая группа — это упражнения, заряжающие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.
На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.
«Энергетическая зевота» — пример упражнения из этой группы.
Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов).
Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания.
Делайте в течение 1–2 минут.
Полезный результат — помогает читать вслух с выражением и при этом понимать прочитанное, улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное размышление в процессе работы.
Третья группа — растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.
На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения.
Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.
«Активация рук» — пример упражнения из этой группы.
Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки.
Правую руку положите на левую ниже локтя.
Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырёх сторон относительно головы: вперёд, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться.
Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела.
Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы.
Повторите упражнение со второй рукой.
Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.
Четвертая группа — упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.
«Позитивные точки» — пример упражнения из этой группы.
Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам на лбу, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос.
Используйте достаточно лёгкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами.
При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
Как видите, это упражнение можно сделать самому, а можно попросить близких.
Полезный результат — повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимает стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.